Этот кабинет – информационная и методическая помощь семьям, воспитывающим дошкольников с общим недоразвитием речи.
Фонетико фонематическое недоразвитие речи (ФФН)– сложный и стойкий речевой дефект, при котором нарушено формирование всех сторон речи. Данный дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому очень часто у детей с ФФНР наблюдается незрелость других высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления.
Самостоятельно преодолеть ФФНР ребенок не сможет. Ему обязательно нужна поддержка специалистов и родителей.
Ведь только при активном участии родителей в коррекционном процессе результаты проделанной работы радуют всех.
Девиз в работе: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым и все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие для этого условия» (И.П.Павлов).
Вам, дорогие родители, и адресована настоящая страничка. Заходите чаще.
Направления работы
Целью деятельности учителя-логопеда является преодоление речевой недостаточности ребенка-логопата, то есть малыша с речевым нарушением.В группе для детей с ФФН учитель-логопед имеет дело с речевыми дефектами, самостоятельно побороть который ребенок не сможет. Учитель - логопед диагностирует нарушение, то есть выделяет комплекс речевых проблем и дает оценку изменениям в речевом развитии, определяет соответствующие приемы воздействия, обеспечивает индивидуальный подход к ребенку с учетом его личностных особенностей.
Посредством ежедневной коррекционной работы учитель - логопед стремится исправить:
- Нарушения понимания речи: непонимание вопросов, инструкций, сказок, рассказов и т.п., нежелание слушать сказки, стихи.
- Фонематическое недоразвитие: несформированность процессов дифференциации (различения) звуков («б» слышится как «п», «ш» как «с» и т.п.), недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, выделение первого звука в слове).
- Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замены звуков (например: «матик» - мальчик, «девотька, деатька» - девочка, «тиифон», «тиихон» - телефон, «пубик, пупики» - кубики, «каваада» - сковорода, «катоська, катотька» - картошка, «кипитики, тититики» - кирпичики», «фапофки» - сапожки, «касий» - красный, «атаму сьта» - потому что).
- Нарушения слоговой структуры слов: пропуски, перестановки, замены слогов (например, «ку» - кубики, «ма» - маленький, «мако» - молоко, «дека» - девочка, «исипед, сипед, апед» - велосипед, «авада, ада» - сковорода, «атуа» - температура, «фон» - телефон, «деи» - делает, «синя» - машина).
- Лексические недостатки:бедный словарный запас, нарушения вариативного использования слов, замены слов звукоподражаниями или жестами, пропуски слов, непонимание значения и смысла слова, использование непонятных звукокомплексов (например: «вууу», тууу» - уехали; «бибика» - машина, «ко-ко» - яйцо, курица, «чик-чик» - клюв, птичка, «тяй» - чашка, чайник, кастрюля; показ движениями рук со звукоподражаниями – «ууу», «ввв» - или без звукоподражаний – самолет; «кутитя» (крутится) – юля; «такая гоит» - лампочка; «вон там» с показом на окно – дерево).
- Неправильное грамматическое оформление высказывания: «мами, мамом, с мами» - с мамой; «капает апатом» - копает лопатой; «нога игуськи» - много игрушек; «скадёт пиамидки» - складывает пирамидку; «деватя и матик таит катеи, а баба сиди камейка» - девочка и мальчик стоят на качелях (то есть качаются), а бабушка сидит на скамейке; «лёт титотьки, лёт водитьки» - поливает цветочки, поливает водичкой; «касий фтаны» - красные штаны; «он упава» - колесо упало; «ису деевы» - в лесу растут деревья.
- Нарушения связности высказывания: неспособность составлять высказывания по одной или серии сюжетных картинок, выстраивать собственные высказывания на определенную тему (например: «Они дйя птитек домики. Зима быва. семетьки дйя птитек давайи. И в доме быйи птисы и снигик. Один быв снигик на снигу, двугой йитав» - сюжетная картина: Зимний парк. Дети развешивают кормушки, насыпают в кормушки зерна. На кормушке и вокруг нее воробьи и снегири).
- Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы голоса, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
- Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов.
- Нарушения общения.
Важно помнить, что успешная логопедическая работа в случае общего недоразвития речи становится возможной только при наличии комплексного медико-педагогического подхода. Коррекция речевого недоразвития должна проходить на фоне медикаментозной терапии и сопровождаться максимальной помощью родителей и воспитателей.
Чем скрупулезней будут соблюдаться данные условия, тем лучший результат получит специалист.
Консультации
Что способствует правильному речевому воспитанию? | Скачать
Речевые правила для родителей | Скачать
Что можно сделать для развития речи ребенка? | Скачать
Играем вместе
Грамматические игры или учимся склонять, изменять, согласовывать | Скачать
Лексические игры или пополняем словарный запас | Скачать
Методическая копилка
"Развиваем пальчики - развиваем... УМ!": |
"Игровые тренажеры". Коррекция и развитие мелкой моторики| Посмотреть |
Многофункциональное дидактическое пособие "Куб"| Посмотреть |
Интересно знать
Что такое артикуляционная гимнастика? | Скачать
Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как ее делать? | Посмотреть Зачем нужны дыхательные упражнения? | Скачать Формирование мелкой моторики: почему это важно? | Скачать Зачем нужны домашние логопедические задания? | Скачать Полезные web-сайты: педагогам и родителям, а также всем, заинтересованным в воспитании, обучении и развитии детей | Скачать |