РЕАЛИЗУЕМЫЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Программа педагога -психолога:
Аннотация к индивидуальной адаптированной рабочей программе
педагога-психолога для детей-инвалидов (с синдромом Дауна)
Цель коррекционно - развивающей работы с детьми с синдромом Дауна их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
· развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.
· воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание работы направлено на воспитание привычек. У детей необходимо развить навыки культурного поведения в общении с людьми, научить их коммуникабельности. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.
· трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно - бытового труда. Необходимо выработать навыки самообслуживания.
· развитие мыслительных операций: умение выделять существенные признаки, обобщать их в едином представлении, устанавливать смысловые причинно- следственные связи и отношения.
· развитие умения различать форму воспринимаемых объектов, отличать один предмет от другого, видеть сходство и различие, замечать четкость, яркость, цвет формы.
· развитие памяти (слуховой, зрительной, механической, смысловой, оперативной).
· развитие произвольного внимания.
· развитие ориентировки в пространственных расположениях предметов.
· развитие мелкой моторики.
Организация и структура проведения занятий:
Проводятся 1-2 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально или в подгруппе из 2-3 человек, время занятий в соответствии с возрастными особенностями с нормами и правилами СаНПиН.
Структура занятий:
· Психогимнастические игры;
· Коммуникативные игры;
· Игры и упражнения для развития познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения;
· Игры и задания, направленные на развитие произвольности;
· Релаксационные методы.
Аннотация к индивидуальной адаптированной рабочей программе
педагога-психолога для детей-инвалидов с ранним детским аутизмом ( РДА)
Коррекционная педагогическая помощь детям с РДА сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии.
Цели программы:
- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
- развитие всех психических процессов.
Задачи программы:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
- обучение его простым навыкам контакта;
- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
- обучение ребенка более сложным формам поведения;
- развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1-2 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально, время занятий в соответствии с возрастными особенностями с нормами и правилами СаНПиН.
Каждое занятие подразделяется на несколько блоков:
- Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-моторной координации);
- Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), упражнения на формирование умения планировать свою деятельность, формирование мотивации познавательной активности.
- Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.
Адаптированная индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога для детей-инвалидов с РДА (ранний детский аутизм) от 3 до 7 лет на 2016-2017 г.
Программа инструктора по физическому воспитанию:
Аннотация к индивидуальной адаптированной рабочей программе с использованием средств адаптивной физической культуры инструктора физического воспитания для детей-инвалидов (РДА и синдром Дауна)
Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. К сожалению, количество детей с проблемами в развитии постоянно увеличивается. Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития разной степени выраженности. Нарушения проявляются в виде различных двигательных, познавательных, речевых отклонений, расстройствах эмоционально-волевой сферы, поведения и личности в целом, а также могут сочетаться с нарушением функций других анализаторных систем, судорожными припадками.
Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
Данная программа направлена на создание благоприятных условий, способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлекать и удерживать его внимание, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес к себе и происходящему.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, в соответствии с возрастными особенностями с нормами и правилами СаНПиН. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Важную роль в работе с этой группой детей - использование поощрения после выполненного задания.
Рабочая программа с использованием средств адаптивной физической культуры для детей - инвалидов (РДА и синдроа Дауна) от 5-7 лет на 2016-2017 г.
Программа музыкального руководителя:
Аннотация к адаптированной индивидуальной рабочей программе корекционно-развивающей работы по образовательной области "художественно-эстетическое развитие-музыка" для детей-инвалидов с ранним детским аутизмом (РДА)
Индивидуальная программа для детей с ранним детским аутизмом направлена на создание предпосылок для развития активного и пассивного словарного запаса, запустить механизм развития импрессивной и экспрессивной речи у детей с РДА.
Настоящая индивидуальная программа предполагает коррекционную деятельность музыкального руководителя с воспитанниками, в условиях детского сада в течение учебного года и закреплением выработанных навыков в семье.
Содержание индивидуальной программы коррекционной работы реализуется в следующих направлениях:
· развитие общих речевых навыков (мелкой ручной и артикуляционной моторики, дыхания, формирование предпосылок фонематических представлений, развитие фонематического слуха);
· обогащение словарного запаса;
· формирование фразовой активной речи;
· формирование грамматического строя речи;
· расширение фразы.
Коррекционная деятельность проводится в индивидуальной форме. Задания подобраны с учетом постепенного усложнения, тематической направленности и в соответствии с онтогенетическим принципом развития каждого коррекционного направления. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Важную роль в работе с этой группой детей - использование поощрения после выполненного задания.
Аннотация к адаптированной индивидуальной рабочей программе корекционно-развивающей работы по образовательной области "художественно-эстетическое развитие-музыка" для детей-инвалидов с синдромом Дауна
Программа посвящена развитию речи, моторных навыков, познавательной деятельности и социальной адаптации с синдромом Дауна от 3 до 5 лет. В ней изложены теоретические основы и практические методы работы с такими детьми в процессе индивидуальных и групповых занятий. Может быть использована специалистами, родителями, заинтересованными в развитии, обучении и интеграции детей с синдромом Дауна.
Воспитание и обучения таких детей должно быть нацелено на максимальное раскрытие их потенциала, на предоставление им возможности как можно более полноценно жить в обществе. Самого раннего возраста этим детям необходим комплекс специальных коррекционно-педагогических мероприятий. На сколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов: интеллектуальные затруднения, личность, семейная динамика, методы обучения, влияния медицинских проблем.
При организации коррекционно – педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытие потенциальных возможностей ребенка.
Одной из основных задач программы является формирование позитивных детско-родительских отношений, поскольку успешное развитие ребенка возможно только в условиях его нормального взаимодействия с матерью и близкими людьми.
Программа направлена на побуждение родителей (законных представителей) стать активными участниками в развитии ребенка, их включение в процесс обучения.
Коррекционная деятельность проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций.
Адаптированная индивидуальная рабочая программа корекционно-развивающей работы по образовательной области "художественно-эстетическое развитие-музыка" для детей-инвалидов с синдромом Дауна