Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ИПР на ступени дошкольного образования разработана для контингента детей-инвалидов, посещающих дошкольное учреждение. ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
ИПР— это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования , коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию .
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ИПР) ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Аннотация к индивидуальной программе педагога-психолога по реабилитации или абилитаци детей-инвалидов с ранним детским аутизмом ( РДА)
Коррекционная педагогическая помощь детям с РДА сопряжена с определенными трудностями в силу того, что аутизм характеризуется патологией нервной системы и затрудняет формирование эмоционального общения и социальную адаптацию ребенка. Сосредоточенность на своих переживаниях, уход от внешнего мира преобладают в поведении ребенка и занимают доминирующее место в его развитии.
Цели программы: смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения; - развитие всех психических процессов.
Задачи программы: преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; обучение его простым навыкам контакта; ориентация аутичного ребенка во внешнем мире; обучение ребенка более сложным формам поведения; развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1-2 раза в неделю в кабинете педагога-психолога. Занятия проводятся индивидуально, время занятий в соответствии с возрастными особенностями с нормами и правилами СаНПиН.
Каждое занятие подразделяется на несколько блоков:
- Пальчиковая гимнастика (развитие общей и тонкой моторики, зрительно-моторной координации);
- Игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), упражнения на формирование умения планировать свою деятельность, формирование мотивации познавательной активности.
- Психогимнастика, настольные игры, рисуночные игры и другие.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ИПР) ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:
Аннотация к индивидуальной программе инструктора по физической культуре по реабилитации или абилитации с использованием средств адаптивной физической культуры детей-инвалидов с ранним детским аутизмом ( РДА)
Коррекционная педагогическая помощь детям с РДА оказывается с целью равноправного включения личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей программа (ИПР) ориентирована на комплексное воздействие на ребенка с ограниченными возможностями путем повышения эффективности коррекционно-педагогической работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
Цель программы:
- создание оптимальных условий для коррекции психических и физических качеств ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, создание благоприятных условий, способствует включению ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс, позволяет привлекать и удерживать его внимание, создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес к себе и происходящему;
- формировать правильную осанку.; накапливать опыт ориентироваться и двигаться в пространстве;
- развитие оптико-пространственных представлений и навыков; зрительной ориентировки;координации движений;мелкой моторики пальцев рук;
- использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушениями речи и интеллекта;
- формирование психофизической основы речи и мышления путем развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях;
- закрепления правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением;
- соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях;
- сопряжённая гимнастика, для развития физических навыков, речи и интеллекта.
Задачи программы: равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, в соответствии с возрастными особенностями с нормами и правилами СаНПиН. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Своевременное переключение на другую деятельность осуществляется при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций. Важную роль в работе с этой группой детей - использование поощрения после выполненного задания.
Образовательный материал отбирается с учётом индивидуальных особенностей ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку результативность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа с ребёнком проводится в индивидуальной форме
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ИПР) МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Аннотация к индивидуальной программе музыкального руководителя по реабилитации или абилитаци детей-инвалидов с ранним детским аутизмом ( РДА)
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с РАС с учетом их индивидуальных особенностей по направлению развития: музыкально-эстетическому. Настоящая индивидуальная программа предполагает коррекционную деятельность музыкального руководителя с воспитанниками, в условиях детского сада в течение учебного года и закреплением выработанных навыков в семье. Специфические особенности нарушения психического развития данной типологической группы детей вызывают трудности при организации процесса музыкального воспитания. Усвоение музыкально – коррекционного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер.
Цель программы : развитие коммуникативных навыков, развитие эмоционального контакта с окружающим миром, профилактика, преодоление и развитие речевых способностей и возможностей опорно-двигательного аппарата путем развития, воспитания, коррекции двигательной (микро, макро моторной) сферы в гармоничном единстве со словом, воображением и музыкой. Работа по развитию музыкального и слухового восприятия у детей проводится в соответствии с этапами становления функций слухового анализатора. Сначала у ребенка развивают ориентировку на слуховые раздражители, затем проводят работу по различению музыкально-звуковых характеристик предметов или явлений.
Задачи реализуемые в программе:
- формирование коммуникативных навыков
- установление контакта-визуального и телесного
- формирование навыков понимании инструкции
- формировать индивидуальные художественно-творческие способности дошкольников
- воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры
- развитие музыкально-ритмических способностей
- расширение лексического, вербального, эмоционального, двигательного потенциала
- развитие вестибулярного аппарата, слухового внимания и двигательной памяти
- развитие общей и мелкой моторики
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с детьми. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит: за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес; налаживает эмоциональный контакт и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ИПР) УЧИТЕЛЯ -ЛОГОПЕДА:
Аннотация к индивидуальной программе учителя-логопеда по реабилитации или абилитаци детей-инвалидов с ранним детским аутизмом ( РДА)
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с РАС равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.
Цель программы : исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- способствовать формированию у ребѐнка потребности в речевом общении;
- стимулированию речевой активности ребѐнка;
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
- развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
- формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;
- повышать двигательную активность ребенка;
- формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социально-адаптивного поведения;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.
Принципы коррекционной работы: учет основного характера нарушений, поэтапность, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА; учет специфики нарушений общения со средой и др. Развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха, импрессивной и экспрессивной речи и др.
Основные направления работы:
- Массаж кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массаж лицевой мускулатуры, подъязычной и шейной областей, стоп, со стимуляцией активных речевых точек.
- Отработка реакции оживления и слежения, умения следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предлагаемыми взрослыми и захваченными рукой ребенка.
- Работа по формированию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их формы, объема, величины, окраски.
- Работа с плоскостными изображениями.
- Привитие речевого интереса. Формирование языкового анализа слов и предложений, накопление словаря, отработка грамматических конструкций, формирование правильного произношения, работа над предложением и связным высказыванием. Обучение навыкам разговора, воспитание социальному использованию речи.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ИПР) ВОСПИТАТЕЛЯ:
Аннотация к индивидуальной программе воспитателя по реабилитации или абилитаци детей-инвалидов с ранним детским аутизмом ( РДА)
Цель: обеспечить оптимальный подход к созданию условий для гармоничного развития и позитивной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи:
- Индивидуализация образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения и воспитания в образовательном учреждении.
- Формирование оптимистического отношения ребенка-инвалида к окружающему, обеспечение позитивного социально-личностного развития.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка-инвалида, обеспечение его эмоционального благополучия.
- Обеспечение актуального включения в окружающую социальную среду ребенка с ограниченными возможностями здоровья и максимально всестороннее развитие и образование в соответствии с особыми образовательными потребностями и учетом зон ближайшего и перспективного развития.
- Подбор, организация и проведение комплекса реабилитационных мероприятий, выбор оптимальной технологии воспитания и развития ребенка-инвалида.
- Повышение психолого-педагогической компетенции и профессионального самосовершенствования всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
- Включение родителей в процесс комплексного сопровождения, получение ими квалифицированной медико-психолого-педагогической помощи, формирование адекватных установок в отношении перспектив развития ребенка.
- Проектирование последующей работы с ребенком-инвалидом до выпуска его в школу в форме индивидуального образовательного маршрута.
- Обеспечение преемственности со следующей ступенью системы общего образования.
Основной формой работы с ребенком-инвалидом во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие мероприятия насыщены разнообразными играми и развивающими упражнениями. Реализация коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семей воспитанников-инвалидов. что отражено в индивидуальном образовательном маршруте ребенка-инвалида.