Суббота, 27.04.2024, 14:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МKДОУ: детский сад 16

Тула город герой
Народный бюджет
Наша группа на ВК
Обратная связь
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Информация
Все фотографии детей размещены на сайте с согласия родителей или законных представителей
Меню сайта
Категории раздела
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сетевичок
    Полезные ссылки
    2022

    Патриотическое воспитание

    «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».                                           

                                                                                                                                                               Л.С.Лихачев.

                       В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.

    В нормативно-правовой основе педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию  необходимо учитывать следующие документы:

    •  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 205-2020 годы»;
    •  Закон  РФ «Об образовании»;
    •  Закон «О днях  воинской славы (победных днях) России»;
    •  Закон «Об увековечении Победы советского  народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
    •  Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
    •   Национальная доктрина образования в РФ.

     

           Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности переходного периода не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

    Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования.

    К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

              Понимая важность этого вопроса,  одним из приоритетных направлений   ДОУ является работа по нравственно-патриотическому воспитанию, задача включена в годовой план.

    Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов,  является:

    воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

    формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    воспитание уважения к труду;

    развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе;

    знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

     

             Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы педагоги , должны довести до сознания детей то, что Ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе.

             Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

     

               Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

    Воспитание патриотических чувств – сложный, длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку  разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.

    Поэтапная работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по следующим  направлениям:

    1. Методическое сопровождение.

     2. Работа с детьми

    3. Работа с родителями

    4.Работа с социумом. 

    Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:  

    1. Знакомство с родным городом, его историей

    2. Знакомство с родным краем и Россией

    3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа. 4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.  

    5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

     

    Методическое сопровождение.

                     Создание  предметно – развивающей  среды патриотической направленности:

    -  в холле  оборудовали стенды: «Моя страна», «Мой город»;

    - в группах: педагоги подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» и др.;

    - изготовили дидактические папки: «Мой город», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражались за Родину», «Все о космосе», «Служу России», оформили сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;

    - подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;

                 Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.

    Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы не должны забывать о происходящих событиях. 

    Работа с кадрами.

    Главной целью осуществления методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию дошкольников является совершенствование работы дошкольного учреждения по данной проблеме.  Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.  

    К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

    В содержание ее входят следующие направления работы:

    Изучение воспитателями методических источников и педагогической периодики, организация работы творческой группы педагогов по патриотическому воспитанию;

    Проведение семинаров-практикумов; педсоветов по этой тематике

    Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей в проведение совместных мероприятий.

    Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта.

    Работа с детьми

    Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием.

    Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения  данной задачи,  связана,  прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный  и длительный, требующий от педагогов большой  личной убежденности и вдохновения. Эта работа  должна вестись во всех возрастныхгруппах, в   разных   видах   деятельности  и  по  разным  направлениям.

    Задача педагога:

    - отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

    - отбор  сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)

     - расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.

    - огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).

    - привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».

    - знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

    - показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.

     

    Работа  с детьми проводится в нескольких направлениях: 

              В детском саду воспитатели с детьми постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др.,

    - героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,

    - создавали условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создавали условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др. Дети рисовали на темы: «Во дворе», «Наша армия», «День Победы», делали коллективную аппликацию «Город будущего», «Машины едут по улице», «Мы отдыхаем» и др., конструировали на темы «Наш садик и участок», и др.

    - создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями),

    - старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,

    - приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, — на познавательные занятия),

    - при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.

           Рассказы, беседы на тему, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей. Мамы помогли украсить веранды, принесли рассаду для цветов и саженцы, а потом все вместе посадили на территории детского сада. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – стараются беречь то, что сделано близкими людьми.

    Связь воспитателя со специалистами:

    - логопед - разучивает с детьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывает богатство и красоту родного языка;

    - музыкальный руководитель проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят с народной музыкой;

    -  инструктор  по физической  культуре проводит подвижные игры разных народов нашей страны.

    В понедельник – обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви к семье.

    В другие дни: «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказы российских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественное слово. Использовались следующие формы работы с детьми:

    «Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).

                          Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

    В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

    народные и фольклорные праздники – Масленица , День Земли;

    государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День города; День Космонавтики,

    международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;

    православные праздники –Масленица, Пасха;

    бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск  в  школу, праздники, капустники

    Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала,  а также  улицы,  своих прогулочных веранд, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

    Духовно-нравственное воспитание.

     Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа. По мнению  русского педагога ХІХ века К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни.»

    Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

    Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Святки», «Защитники Отечества». «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто».

    Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

    Ни один православный праздник у нас не проходит без приглашения духовенства, рассказывающие  детям о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

    Чтобы дети знали свою историю, почитали наши праздники, знали обычаи и традиции своих предков коллектив в Д/С устраивает встречи с пожилыми людьми.

    «День пожилого человека», «Как молоды мы были».

                   Экскурсионные маршруты: в музей, в библиотеку, к школе,  к проезжей части дороги. Важно привлечь внимание детей к объектам города, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло в этом плане, детский сад находится в центре города.

    Существует у нас традиция: накануне великого праздника Победы, Посещение ветеранов, где дети с огромным интересом слушают рассказы о войне, рассматривают фотографии, ордена и медали. . Изготавливала вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада, родителям, гостям группы, ветеранам Великой Отечественной войны;

    После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр.

    Нравственное формирование личности происходит прежде всего в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между людьми. В труде и в учении развиваются физические и духовные силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за успехи коллектива и свои личные, крепнет воля, складывается характер. В игре как бы моделируются сложные жизненные ситуации, которые требуют определенной линии поведения спортсменов, взаимопонимания, товарищеских отношений, взаимовыручки.                                

     

    Работа с родителями.

                          Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенна трудна, требует  большого  такта и терпения,  так как  в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

    Чтобы  работа с родителями  не  ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации), мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).

    Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

    Традиционными  стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю  и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей  снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту.

         Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, Семейные клубы, а также совместные проекты «Дети-родители».

    Ведь  семейное  изучение    своей      родословной   помогает  детям  понять, что  семья – ячейка   общества.

    Родители принимают самое  активное участие  в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д.

    В детском саду применяется метод  семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит  материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в  проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение  фотовыставок  «Моя семья», «Моя мама самая лучшая».

    Живой интерес и удивление родителей вызвал стенд  «Ёлочка  желаний», где дети каждый на своем новогоднем   шарике поделился своей мечтой.

    А проведение таких мероприятий, как «А ну-ка мамочки» показал творчество мам в изготовлении костюмов для своих детей, их кулинарные и творческие способности  в конкурсе талантов.

      Работа с социумом

    - Детская библиотека

    Самое  главное, не следует  ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате  педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил  наш  город, Отчизну, если он будет проявлять  интерес  к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возраста.