С целью реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ разработаны и реализуются адаптированные рабочие программы
Рабочие программы – нормативно-управленческие документы Учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности и коррекционно-развивающей работы педагогов.
Рабочие программы показывают как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальные педагогические модели образования в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям
РЕАЛИЗУЕМЫЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ для детей с ограниченными возможностями здоровья в группе с ЗПР
Программа педагога -психолога:
Аннотация к адаптированной рабочей программе
педагога-психолога для детей с ограниченными возможностями здоровья
группы с ЗПР
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015 г. и основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ : детский сад № 16 (принята на педагогическом совете №1, протокол № 1 от 31.08.2016г., приказ № 10-осн. от 31. 08. 2016г.)
Индивидуальная программа помогает овладеть детям дошкольного возраста с задержкой психического развития навыками общения, приспособления к ежедневной жизни, способностям и умению ориентироваться в окружающей среде. Основное, чему должны научиться эти дети - адекватному эмоционально-речевому общению, умению использовать знакомые речевые и неречевые конструкции в реальных ситуациях, пользоваться вербальными и невербальными навыками общения.
Основные задачи программы:
· воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия;
· развитие у умственно отсталых детей навыков обще¬ния и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми;
· обучение умственно отсталых детей речевым средствам общения;
· формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой);
· выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество;
· коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.
Основные формы обучения:
- развивающие игры (подвижные, пальцевые, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и др.);
- наблюдения, прогулки, экскурсии;
- знакомство с предметами, игрушками и действиями с ними;
- рассматривание картинок, картин, фотографий и работа с ними;
- анализ и умение чтения рисунков, символов, пиктограмм;
- рисование и лепка;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- беседы;
- моделирование ситуаций, близких к жизненным (в семье, школе, обществе).
Примерная структура занятия
Каждое коррекционно-развивающее занятие включает и себя следующие этапы.
1. Разминка - 3-4 минуты.
Цель: установление контакта между учащимися и учителем, создание атмосферы доверия, принятия друг друга.
2. Содержательный этап - 10-15 минут.
Цель: решение основных педагогических задач по теме занятия.
3. Релаксация - 3-4 минуты.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
4. Подведение итогов - 2-3 минуты.
Программа инструктора по физическому воспитанию:
Аннотация к адаптированной рабочей программе с использованием средств адаптивной физической культуры инструктора по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья группы с ЗПР
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2015г. и основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ: детский сад № 16 (принята на педагогическом совете №1, протокол № 1 от 31.08.2016г., приказ № 10-осн. от 31.08.2016г.)
Программа направлена на физическое воспитание и физическое развитие ребенка с нарушением интеллекта, совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации (зрительного восприятия, восприятие цвета и пространства, восприятие движения, осязательные восприятия и т.д.).
Физическое развитие предполагается всей организацией жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацией предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В режиме дня ребенка должны быть предусмотрена образовательная деятельность по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.
Образовательная деятельность по физическому воспитанию строится так, что в ходе их решаются, как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, в соответствии с возрастными особенностями с нормами и правилами СаНПиН. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Важную роль в работе с этой группой детей - использование поощрения после выполненного задания.
Рабочая программа с использованием средств адаптивной физической культуры для детей с ЗПР (компенсирующей направленности с ОВЗ) от 3-7 лет на 2016-2017 г.
Программа музыкального руководителя:
Аннотация к адаптированной рабочей программе
музыкального руководителя для детей с ограниченными возможностями здоровья
группы с ЗПР
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ : детский сад № 16 (принята на педагогическом совете №1, протокол № 1 от 31.08.2016г., приказ № 10-осн. от 31.08.2016г.).
Данная примерная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на использование программы в группах с нарушением интеллекта, в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
Рабочий вариант программы предназначен для детей с задержкой психического развития от 3-до 7 лет.
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей с задержкой психического развития в возрасте от 3-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям – «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
Рабочая программа составлена по образовательной области: «Художественно-эстетическое развитие» (ФГОС ДО). Она направлена на создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей с задержкой психического развития средствами музыки, театрализованной деятельности.
В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка («Речевое развитие», «Познавательное развитие» «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»).
Программа учителя-логопеда:
Аннотация к адаптированной рабочей программе
учителя – логопеда для детей с ограниченными возможностями здоровья группы с ЗПР
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015г. и основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ: детский сад № 16 (принята на педагогическом совете №1, протокол № 1 от 31. 08. 2016г., приказ № 10-осн. от 31. 08.2016г.)
Программа направлена на создание предпосылок для развития активного и пассивного словарного запаса, запустить механизм развития импрессивной и экспрессивной речи у детей с задержкой психического развития.
Настоящая программа предполагает коррекционную деятельность учителя- логопеда с воспитанниками, в условиях детского сада в течение учебного года и закреплением выработанных навыков в семье.
Содержание программы коррекционной работы реализуется в следующих направлениях:
· развитие общих речевых навыков (мелкой ручной и артикуляционной моторики, дыхания);
· обогащение словарного запаса;
· формирование фразовой активной речи;
· формирование грамматического строя речи;
· расширение фразы.
Коррекционная деятельность проводится в индивидуальной форме, подгрупповой и фронтальной форме. Задания подобраны с учетом постепенного усложнения, тематической направленности и в соответствии с онтогенетическим принципом развития каждого коррекционного направления. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству, в соответствии с возрастными особенностями с нормами и правилами СаНПиН. В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр. Упражнение должно закончиться прежде, чем оно надоест ребенку. Своевременное переключение на другую деятельность можно осуществлять при помощи голосовых реакций, интонационных инструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму. Важную роль в работе с этой группой детей - использование поощрения после выполненного задания.
\