РЕАЛИЗУЕМЫЕ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ для детей с ограниченными возможностями здоровья в группе с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
С целью реализации основной общеобразовательной программы ДОУ и адаптированной образовательной программы ДОУ для детей с ФФНР разработаны и реализуются рабочие программы специалистов.
Рабочие программы – нормативно-управленческие документы дошкольного учреждения, характеризующие систему организации образовательной деятельности и коррекционно-развивающей работы педагогов.
Рабочие программы показывают как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальные педагогические модели образования в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание рабочих программ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА:
Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающего обучения
педагога-психолога для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
(группы компенсирующей направленности с ОВЗ)
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптированной образовательной программой дошкольного образования (АОП ДО).
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально- личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога- психолога дошкольного учреждения, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Цель программы: определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Задачи:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ:
Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающего обучения инструктора по физической культуре с использованием средств адаптивной физической культуры для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
(группы компенсирующей направленности с ОВЗ)
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптированной образовательной программой дошкольного образования (АОП ДО).
Программа обеспечивает физическое развитие детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию физического развития детей на основе программы Л.И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду», обеспечивает физическое развитие детей от 3 до 7 лет и включает в себя три направления: оздоровительное; воспитательное; образовательное. Предусматривает, в первую очередь, единую систему воспитательно - оздоровительных мероприятий в режиме дня, включающую ежедневное проведение утренней гимнастики, образовательной деятельности по физическому развитию, подвижных игр и развлечений в помещении и на свежем воздухе.
Цель образовательной области «Физическое развитие»: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием речи .
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Согласно принципу интеграции, физическое воспитание детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
Организация деятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
• совместной деятельности взрослого и детей;
• самостоятельной деятельности детей.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающего обучения
музыкального руководителя для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
(группы компенсирующей направленности с ОВЗ)
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптированной образовательной программой дошкольного образования (АОП ДО).
Рабочая программа является документом музыкального руководителя дошкольного учреждения и направлена на развитие музыкальной деятельности. Ориентирована на детей от 3 до 7 лет с ограниченными возможностями здоровья (ФФНР) – и призвана обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и музыкальной деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В рабочей программе определены музыкальные и коррекционные задачи, необходимые для развития интеллектуальных и личностных качеств ребенка средствами музыки, как одной из областей продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, для ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада, для формирования общей культуры, для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста средствами логопедической ритмики.
Оригинальность программы состоит в системе организованных интегрированных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Педагогические ориентиры программы:
1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
3. Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.
4. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
7. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
8. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
9. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Программа содержит планируемые целевые педагогические ориентиры освоения программы по музыкальным областям: « Слушание», «Пение», « Музыкально- ритмические движения», «Игра на детских музыкальных инструментах», «Элементы логоритмики».
Раздел «Организация образовательного процесса» программы содержит описание условий для музыкального развития детей в ДОУ, материально-техническое обеспечение и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА:
Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающего обучения
учителя-логопеда для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
(группы компенсирующей направленности с ОВЗ)
Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые нарушения. Место программы относительно адаптированной программы ДОУ и Программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой:
Главная идея заключается в реализации выравнивания речевого развития детей, то есть осуществления коррекционного направления работы учителя-логопеда, являющееся подчинённым, а общеобразовательное - ведущим.
Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающего пространства для детей от 3-х до 7-ми лет в дошкольном образовательном учреждении, способствующей формированию полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятие и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизации слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии, предусматривающей взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и активное участие членов семьи дошкольников.
Задачи программы:
- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР);
- предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе принципов обеспечения логопедической работы:
- учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
- комплексность с точки зрения развития речи дошкольников.
К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и подгрупповых. На фронтальных занятиях изучаются только те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Поэтому для данных детей соблюдается дозировка заданий, оптимальное чередование видов работ, требующих участия различных анализаторов, смена деятельности, сокращение объема заданий – щадящий режим, благоприятная обстановка на занятиях, психологический контакт и стимулирование сотрудничества. Учебный материал соответствует речевым возможностям каждого воспитанника, включает различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и предупреждающие переутомление, инертность психических функций и стимулирующие дальнейшее «продвижение» речевого развития.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ:
Аннотация к рабочей программе коррекционно-развивающего обучения
воспитателя для детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
(группы компенсирующей направленности с ОВЗ)
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2015г, «Программы коррекционного обучения и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и адаптированной образовательной программой дошкольного образования (АОП ДО).
Программа обеспечивает разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, имеющихся речевых нарушений по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Основной целью коррекционно-развивающей работы является создание оптимальных условий для эффективного планирования, организации и управления коррекционно- логопедическим процессом в группе в соответствии с ФГОС, обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушениями речи: ФФНР. Программой предусмотрена коррекция основных компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи. Программа построена на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с воспитанниками: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Рассчитана на 36 учебных недель.
Структура рабочей программы включает три раздела (целевой, содержательный, организационный).
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности.